История Таганрогского авиационного научно-технического комплекса

Таганрогский авиационный научно-технический комплекс (ТАНТК) имени Г. М. Бериева начал свою деятельность в далеком 1934 году. Тогда это было Центральное конструкторское бюро морского самолетостроения. В те годы им руководил известный авиаконструктор Георгий Михайлович Бериев. Позже предприятие стало носить его имя.

Разработки конструкторского бюро успешно использовались еще в годы Великой Отечественной войны. Это были, в частности, корабельные гидросамолеты Бе-2 и Бе-4, а также морской ближний разведчик МБР-2.

В послевоенные годы КБ успешно продолжило свою деятельность, связанную с разработкой летательных аппаратов для моря. Так мир увидел уникальную летающую лодку Бе-6, стремительный реактивный гидросамолет Бе-10 и самолет-амфибию Бе-12, аналогов которому по размеру и вместительности в те годы не было во всем мире. Его задача состояла в обнаружении и уничтожении подводных лодок. В целом, деятельность КБ во времена СССР большей частью была направлена на защиту отечественных морских рубежей от проникновений извне. Хотя существовала и версия амфибии, предназначенная для проведения поисково-спасательных операций, — Бе-12ПС.

Помимо военной отрасли, КБ работало и на гражданские цели. В частности, в 1963 году для проведения приводных исследований был создан гидролет Гл-1. А в 1968 году успешно прошел испытания первый в стране легкий пассажирский самолет короткого взлёта и посадки Бе-30. Он был позитивно оценен на международном салоне во Франции, продемонстрировал замечательные эксплуатационные возможности, но в серию не пошел. Причина такого решения широким массам не известна. А вот Ан-30, используемый для воздушного наблюдения и аэрофотосъемки, стал серийным.

К этому времени заводом руководил преемник Бериева – А. К. Константинов.

В эти же годы арсенал КБ пополнился экспериментальной моделью самолета-амфибии с опцией вертикального взлета и посадки ВВА-14, летательным аппаратом дальнего радиолокационного обнаружения и управления с широким функционалом А-50, который и сегодня остается на вооружении Российской Федерации, самолётом-ретранслятором Ту-142МР, способным передавать сигналы на подводные лодки-ракетоносцы и значительно превосходящим своих собратьев по дальности полета.

Огромный вклад в гидроавиацию внесло конструкторское бюро посредством создания самолета-амфибии «Альбатрос» с высоким поражающим потенциалом. А его гражданская поисково-спасательная версия может перевезти воздушным путем более 50 пострадавших на расстояние до 2700 км без дозаправки.

В 1989 году КБ было переименовано в ТАНТК и успешно продолжает свою деятельность до сегодняшнего дня, регулярно проводя испытания на аэродроме Таганрог Южный и гидроаэродроме, расположенном в акватории Геленджикской бухты.

В федеральном бюджете 2021 года предусмотрена передача предприятию 2 млрд. рублей для постройки современной высокомобильной амфибии Бе-200 для выполнения задач МЧС и ремонта уже эксплуатируемой техники.